?

Log in

No account? Create an account

АКТИВИСТ ВОЙНЫ ТОЛОКНО: "КОСТЯК ПЕТЕРБУРГСКОЙ ФРАКЦИИ ПОСТУПИЛСЯ ПРИНЦИПАМИ ВОЙНЫ" - Рабочий журнал активистки

Apr. 9th, 2011

07:19 pm - АКТИВИСТ ВОЙНЫ ТОЛОКНО: "КОСТЯК ПЕТЕРБУРГСКОЙ ФРАКЦИИ ПОСТУПИЛСЯ ПРИНЦИПАМИ ВОЙНЫ"

Previous Entry Share Next Entry




Интервью с активисткой группы Война Надей Толокно финской газете "Хельсингин Саномат" (беседа в сокращенной форме опубликована в "ХС" за 26 марта 2011г.)

- Расскажите немного об истории Войны. Как появилась идея основать Войну?

Группа Война была основана в начале 2007ого года, когда стало очевидно, что ситуация в стране становится все более и более блевотной, а здоровых сил, которые могли бы влиять на нее - катастрофически мало. Схожее положение было и в полической жизни, и в культурной: вместо радикальных демократических экспериментов везде царил застой.

Нам, стоявшим у истоков группы, было тяжело наблюдать за тем, как неприятный чекист и его институтские дружки диктуют свою линию медийному и уличному пространству России, а деятели культуры ему сыто подмахивают. В 2007ом году бывший левый радикал Толик Осмоловский требовал от акционистов обязательно получать у властей и милиции разрешения на перформенсы.


Акция "Выступление панк-коллектива "Хуй В Очко" в Таганском районном суде во время процесса над Ерофеевым - Самодуровым. 2009г.

Нашей же целью было использовать художественные достижения наших кумиров из 80х и 90х, чтобы трансформировать политический дискурс путем обогащения его языком уличного искусства. У истоков Войны в начале 2007ого года стояло 4 человека - Наталья Сокол, Петр Верзилов, Олег Воротников и я. Остальные известные ныне персонажи пришли позже.

- Любой желающий может вступить в Войну?

Процедуры вступления как таковой нет: у группы нет руководства, нет никаких "идеологов" или "лидеров" (несмотря на заявления отдельных участников-интриганов, пользующихся вниманием СМИ), все активисты равны в правах. Вы можете выйти на связь с уже существующей ячейкой и заручиться ее поддержкой, а можете придумать и сделать акцию со своим автономным коллективом, назвав ее акцией Войны.


Активистка Войны Гера на митинге в защиту канала "2х2". 2008г.

Из группы нельзя быть исключенным, поскольку никто не уполномочен исключать. Война - это метод и стиль работы с пространством, жанр художественно-политической культуры, а не семейное предприятие. Бывает, что фракции группы ссорятся. Но недопустимо под соусом фракционных разборок попирать принципы, на которых основана Война. Никто из активистов группы не может узурпировать бренд, это народное достояние. Отбор желающих "быть Войной" происходит естественным образом: большинство испытывающих смутное желание "делать радикальные акции" на деле не готово к кропотливой, ежедневной работе и жизни, полной опасности и лишений.

- В интернете есть противоречивая информация насчет борьбы между питерской и московской Войной. Почему возникла эта ссора?

Внутри Войны существует несколько достаточно автономных фракций. Разногласия между ними, до того скрытые от публики, всплыли на поверхность в конце 2009ого года, когда активисты того, что сейчас называют Московской и Петербургской фракциями Войны, перестали контактировать друг с другом. Раскол между фракциями начался с конфликта вокруг инцидента с украинским художником и блогером Александром Володарским, который в результате акции у Верховной Рады Украины в Киеве попал на полтора месяца в СИЗО, а сейчас поехал отбывать срок в колонию под Киевом, поскольку в Украине так выглядит "условное наказание".

После его ареста отдельные активисты начали распространять в сети лживую информацию, согласно которой Володарский попал в тюрьму по вине членов Войны, которые ассистировали ему на акции. Подобная наглая ложь, которую и сам блогер Володарский считает надуманным бредом, была лишь финальным толчком, который окончательно развел две фракции Войны, но в основе же конфликта лежали идеологические разногласия.

Костяк нынешней Петербургской фракции с некоторых пор решил поступиться принципами Войны и начал распространять в сети ересь о том, что некоторые из них являются "лидерами" группы, а другие - "идеологами". За эту дезинформацию прежде всего ответственен далекий от активизма филолог Плуцер-Сарно, который цинично пользуется именем Войны, для того чтобы поддерживать внимание арт-общественности к своей заурядной карьере. Плуцер имеет свои личные счеты к активистам, которые отказывались сотрудничать с ним на том основании, что он боится участвовать в акциях и большую часть времени проводит за пределами России, где разрешает свои личные, далекие от деятельности Войны, проблемы.


Гера Верзилова во время погрома стенда Войны на выставке "Русский леттризм" в ЦДХ, июнь 2009 г.

У Петербургской фракции, в особенности у страдающего визгливыми авторитарными припадками Олега Воротникова, есть безумная иллюзия возможности "контролировать бренд Войны": на словах подобное желание костяк фракции отрицает, но на деле хотел бы эксплуатировать имя группы единолично и в свое удовольствие. Ради этого контроля они готовы поливать помоями своих недавних друзей и соратников, захлебываясь наглой и ядовитой ложью. Стремление собрать всю власть в одних руках еще никого до добра не доводило.

- Какие у вас цели? В чем заключается ваша философия?

Мы прививаем россиянам культуру бунта. Есть культура питания, культура просмотра кино и чтения книг, а есть культура бунта. Она заключается в умении ставить под вопрос те нормы, законы, традиции, установления, согласно которым работает общество. Ущербность и нелегальность политической жизни в эпоху СССР практически атрофировала культуру бунта, сделав ее достоянием единиц. 1990-е оказались слишком коротки и сумбурны, чтобы дать населению сориентироваться и почувствовать вкус демократии. Ельцин оказался неспособным оживить политическую жизнь в стране и по-монархически передал власть Путину - человеку, представлявшему наибольшую опасность для русской демократии. Выборы глав регинонов отменены, гей-парады запрещены, СМИ искалечены цензурой, журналистов и правозащитников регулярно отстреливают на улицах.


Костяк феминистской фракции Войны перед акцией "Унижение мента в его доме"

Почему граждане не желают припугнуть зарвавшихся бюрократов хорошим национальным волнением? Культура бунта в России в путинскую эпоху практически мертва. Группа Война вносит свой вклад в раззадоривание народа, каждой своей акцией подначивая и высмеивая безжизненную, скандально консервативную политическую систему.

- Ваше самое больше достижение?

Недавно я обнаружила замечательное сообщение в блоге неизвестной мне особы, где она рассуждает о том, что уже к 2010 году "гламур" полностью вышел из моды, и теперь любая порядочная девушка обидится, назови ее гламурной. «Если хочешь ей комплимент сделать, но не льстивый и ненавязчивый, - пишет блоггер, - не дари ей цветов и в ювелирный бутик не води, а спроси, кто ей больше по душе - группа "Война" или "Стратегия 31". Ну, и, разумеется, поинтересуйся, сможете ли вы пойти на митинг вместе».


Активистки Гера и Надя Толокно на маёвке "Солидарности". 2009г.

Некоторые ярые ретрограды критикуют «моду на протест». Почему? Мода – прекрасный канал, по которому протест может войти в жизнь среднего российского гражданина. Именно тотальная "мода на протест" в Америке и Европе 60х и привела к тем завоеваниям, что сейчас лежат в самом основании западного общества - гражданские права для цветных, иммигрантов и геев. «Афиша» часто пользуется акциями группы Война, чтобы завести критический разговор о политической ситуации. Война актуализирует размышление о социальном, ставит россиянина перед лицом политических вопросов, которые он привык считать "не своим делом".

- Какой вы видите Россию сегодня, как страну и как общество. Какие возможности вы видите для того, чтобы её изменить?

Основная причина все большей консервации России – отсутствие политической жизни, причем на всех уровнях: от дряхлой единопартийной системы образца СССР эпохи застоя до судорог полудохлого студенческого большинства в российских университетах, которому ни за что в жизни не придет в голову, что можно организоваться и сбросить свой корумпированный и пассивный ректорат. Русский человек социально робок: его нужно долго раскачивать, чтобы он решился выйти на улицу. Он редко видит связь между собственным плохим настроением и плохой властью, он не верит в механизмы социальных преобразований, уверен, что "рыпаться чревато".

Но в последнее время стали появляться "народные герои" предлагающие другой сценарий - например, борец с коррупцией Алексей Навальный или лидер химкинских экологов Женя Чирикова. Когда стало известно о том, что Химкинский лес собираются вырубать, Чирикова бросила свой бизнес и сутки напролет стала заниматься спасением деревьев. Вместе с Чириковой ночью в лесу активисты Войны выдержали осаду толпы вооруженных нацистов-фанатов, напавших на лагерь по приказу администрации Химок: мы знаем - она отчаянный политик.


Алексею Навальному очень понравилась акция "Лобзай мусора"

Чирикова, Навальный и подобные им персонажи - подлинные народные герои, которых не так много в России, но они и будут в результате демонтировать режим и менять страну. Когда накопится критическая масса активных людей, здесь запахнет Египтом, Тунисом или, что очень возможно, даже Ливией.

- Какая Ваша любимая акция группы Война на данный момент?

Сегодня это серия тренингов «Лобзай мусора». Тренинги проходили в январе-феврале 2011 года, а публикация акции была приурочена к 1 марта – дню переименования милиции в полицию. Активистками группы были зацелованы взасос сотни сотрудниц милиции: на практике был осуществлен известный либеральный лозунг «Милиция с народом!».


Тренинг "Лобзай мусора". 2011г.

"Лобзай мусора" стала наиболее интернационально известной акцией группы: ролик, который только на ютубе просмотрело более миллиона человек, получил известность по всему земному шару – новостные программы крупнейших телеканалов Австралии, Кореи, Бразилии и Чили пустили акцию в эфир, комментируя таким образом мусорскую реформу в России.

- Вы описываете акции Войны как искусство или как-то иначе?

Я описываю акции группы как гражданскую активность, адекватную нашему времени. «Искусство» же, на мой взгляд, очень претенциозный термин, сильно подпорченный сотнями амбициозных самовыражающихся пупсов, наводняющих художественный мир.


Куратор Ерофеев, Надя Толокно и Гера на первомайском марше анархистов. 2008г.

Хотя некоторые активисты уверены, что акции Войны являются именно художественной деятельностью, развитием традиций русских концептуалистов и акционистов 70х-90х, искусством, занимающимся социально-политической проблематикой.

Comments:

[User Picture]
From:worm_isr
Date:April 9th, 2011 07:07 pm (UTC)
(Link)
я хочу вступить в группу дистанционно
т.е. находясь в другой стране
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:wisegizmo
Date:April 10th, 2011 07:36 am (UTC)
(Link)
Ок, пишите на почту.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:pingback_bot
Date:April 9th, 2011 07:53 pm (UTC)

Искусство как гражданская позиция

(Link)
User soldaya referenced to your post from Искусство как гражданская позиция saying: [...] работе и жизни, полной опасности и лишений". http://wisegizmo.livejournal.com/55959.html?mode=reply [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:shu30
Date:April 9th, 2011 07:57 pm (UTC)
(Link)
только ливии нам тут не хватало
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:timur_nechaev77
Date:April 9th, 2011 07:58 pm (UTC)
(Link)
Из группы нельзя быть исключенным, поскольку никто не уполномочен исключать. Война - это метод и стиль работы с пространством, жанр художественно-политической культуры, а не семейное предприятие. Бывает, что фракции группы ссорятся. Но недопустимо под соусом фракционных разборок попирать принципы, на которых основана Война. Никто из активистов группы не может узурпировать бренд, это народное достояние. Отбор желающих "быть Войной" происходит естественным образом: большинство испытывающих смутное желание "делать радикальные акции"
=================================
Это верно сказано, но целование мусоров - это какая-то мерзопакастная акция. Она совсем не в стиле Войны, нет в ней агрессии и глубины.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:joly
Date:April 10th, 2011 04:35 am (UTC)
(Link)
если бы меня засосали, я бы воспринял это, как большую агрессию, чем если бы полили мочой. потому что это во что-то очень личное ко мне ворвались, а мочой, ну и ладно, вообще как-то другого в жизни не ждешь (мент тем более), моча - нормально.
а засос полностью выводит из психического равновесия, потому что это невозможно понять.
по-моему засос это круто.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:timur_nechaev77
Date:April 10th, 2011 04:47 am (UTC)
(Link)
И то и другое это вторжение в личную сферу, но целование - это вторжение в личную сферу добрым символическим жестом, поэтому менты и не возмущались, как в случае если бы их не целовали, а облили мочой. Вот обливание ментов мочой - это как раз в стиле Войны.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:joly
Date:April 10th, 2011 05:16 am (UTC)
(Link)
ключевым мне кажется когнитивный диссонанс, который достигается целованием.
просто угнетатель мыслит в категориях поливания мочой, это вписывается в его картину мира и потрясением для него не будет. он знает, как на это реагировать.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:timur_nechaev77
Date:April 10th, 2011 05:36 am (UTC)
(Link)
Целование мента это для него когнитивный диссонанс со знаком плюс, и уж его никак не сравнить с диссонансом, когда мента мочой обливают.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:joly
Date:April 10th, 2011 05:22 am (UTC)
(Link)
можно сказать, что и литейный хуй в том же духе – но нет, это слишком оригинально для угнетателя и потому непонятно, такое высказывание от лица моста, города и вверх направленное
мне так кажется.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:wisegizmo
Date:April 10th, 2011 02:00 pm (UTC)
(Link)
"менты и не возмущались"
Ты действительно полагаешь, что менты не возмущались? Это фактическая ошибка
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:timur_nechaev77
Date:April 10th, 2011 02:20 pm (UTC)
(Link)
На видео, я особого возмущения ментов не заметил.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:wisegizmo
Date:April 10th, 2011 02:23 pm (UTC)
(Link)
на видео каждый раз дан по 0,5-1 секунде, как там вообще можно было заметить реакцию?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:pingback_bot
Date:April 10th, 2011 01:05 pm (UTC)

Надя Толокно: "Мы прививаем россиянам культуру бунта"

(Link)
User laddove referenced to your post from Надя Толокно: "Мы прививаем россиянам культуру бунта" saying: [...] консервативную политическую систему" (интервью Нади Толокно финской газете "Хельсингин Саномат" [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:pingback_bot
Date:April 10th, 2011 07:03 pm (UTC)

О бывших новостях

(Link)
User emmy_l referenced to your post from О бывших новостях saying: [...] а «Хельсингин Саномат» — с Надей Толокно [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:pingback_bot
Date:April 10th, 2011 09:22 pm (UTC)

Надя Толокно: "Мы прививаем россиянам культуру бунта"

(Link)
User laddove referenced to your post from Надя Толокно: "Мы прививаем россиянам культуру бунта" saying: [...] консервативную политическую систему" (интервью Нади Толокно финской газете "Хельсингин Саномат" [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:pingback_bot
Date:April 10th, 2011 11:37 pm (UTC)

Надя Толокно: "Мы прививаем россиянам культуру бунт

(Link)
User segriko74 referenced to your post from Надя Толокно: "Мы прививаем россиянам культуру бунта" saying: [...] консервативную политическую систему" (интервью Нади Толокно финской газете "Хельсингин Саномат" [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:pingback_bot
Date:April 11th, 2011 09:42 pm (UTC)

Культура бунта

(Link)
User halfaman referenced to your post from Культура бунта saying: [...] и  сумбурны, чтобы дать населению сориентироваться и почувствовать вкус  демократии. [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:pingback_bot
Date:April 13th, 2011 07:27 pm (UTC)

Разрушающая "культура бунта" арт-группы "Война" при под

(Link)
User light_showbiz referenced to your post from Разрушающая "культура бунта" арт-группы "Война" при поддержке Министерства Культуры saying: [...] ставить под вопрос те нормы, законы, традиции, установления, согласно которым работает общество. [...]
(Reply) (Thread)